
В девятнадцатом веке считалось, что русский былинный эпос, в котором рассказывается о русских богатырях Илье Муромце, Добрыни Никитиче, Алеше Поповиче, великом князе Владимире Красное Солнышко и стольном городе Киеве, утрачен навсегда. Русский исследователь Павел Рыбников в течение шести лет путешествовал по русской части Карелии и занимался изучением народного быта и народной поэзии. Именно ему удалось собрать огромное количество древних неизвестных науке былин. Собиратель русского фольклора маститый учёный А.Ф. Гильфердинг предпринявший путешествие по Олонецкому краю и Заонежью, вслед за Павлом Рыбниковым удивлялся тому, как могли сохраниться на Севере былины, повествующие о событиях происходящих на далёких южнорусских равнинах. В чём причины этого? - Этих причин две, — говорит Гильфердинг, — эти причины — свобода и глушь. Народ здесь оставался всегда свободным от крепостного рабства. Бескрайние глухие леса, отдалённость от всякой власти, казалось бы, должны создать все условия для разгула преступности. Все собиратели фольклора, а их было немало, в том числе и известный финский учёный Элиас Лённрот собиравший руны для всемирно известного карело-финского эпоса «Калевала», во время своих экспедиций возили с собой крупные суммы денег. Фольклорные экспедиции проходили в летний период, когда у крестьянина каждый день короткого северного лета на счету. Учёные оплачивали время, которые певцы былин или рун тратили на них. Поэтому в каждой деревне было известно, что у приезжего есть деньги. Элиас Лённрот, например, часто под вечер уходил пешком из одной деревни, чтобы к ночи оказаться в другой. За весь девятнадцатый век ни одного случая ограбления! Более реальной опасностью были встречи с медведем или волками. Представим на минуту современного человека, путешествующего с мешком полным денег по российской глубинке от деревни к деревне… Интересно, сколько деревень ему удалось бы пройти беспрепятственно? В Карелии вплоть до 1917 года не было воровства. Как у своих, так и у чужих. Это тоже известно со слов путешественников начиная от академика Н.Я. Озерецковского «Путешествия по озерам Ладожскому и Онежскому» до писателя М.М.